Как поддерживать достоверность информации в CRM-системе
Для компании, в которой используется CRM-система, поддержание актуальности и достоверности информации представляет особую важность. Чтобы полноценно использовать преимущества информационной системы необходимо иметь актуальные данные.
Не всегда правила внесения данных в систему выполняются сотрудниками. Не всегда информация о клиентах обновляется ими вовремя. Как устранить несоответствие между тем, что хочется видеть в информационной системе и тем, что есть?
Правило №1. Определите действительно необходимые данные
При внедрении CRM-системы обычно возникает соблазн использовать как можно больше возможностей, предоставляемых системой. Есть много всего «вкусного», есть много возможностей использования разнообразной информации о клиентах, конкурентах, продажах.
Постарайтесь определить, какая информация является действительно полезной для достижения целей продаж.
Принимая решение о структуре информации, отражаемой в системе, чётко ответьте на вопросы:
- Какая информация необходима для выполнения задач продаж?
- Какую информацию необходимо отражать в системе?
- Как именно компания будет использовать ту или иную информацию?
Например, информация об отраслевой принадлежности клиента. Возможность выбора отрасли клиента заложена, пожалуй, во всех CRM-системах. А как именно ваша компания будет использовать знание, что клиент работает в той или иной отрасли? У компании есть отраслевые предложения? Хорошо. Вот только каждый менеджер, работающий с клиентом, точно знает, к какой отрасли принадлежит его клиент и для этого ему совсем не обязательно вносить эту информацию в систему. Вы хотите видеть структуру всей клиентской базы в разрезе отрасли? А зачем? Что компании даст знание о том, что, например, государственные предприятия занимают 15% от общего количества клиентов?
Я не отговариваю вас собирать эту информацию о клиентах, просто определите для себя, как компания будет использовать эту информацию.
Чем меньше обязательной информации необходимо вносить в систему, тем полнее и достовернее она будет.
Неточность, неактуальность действительно важной для принятия решений информации, может искажать реальную ситуацию и привести к неверным выводам.
Правило №2. Сделайте так, чтобы важные данные не могли быть не внесены
Часто бывает, что решение о внесении необходимой информации отдаётся «на откуп» менеджерам. Посчитал нужным для себя – внёс данные, посчитал ненужным – не внёс. Для важной информации такой подход неприемлем.
Определите обязательные для внесения в систему данные. Настройте систему так, чтобы она не позволяла работать дальше, пока нужные данные не внесены.
Не все обязательные данные могут быть внесены в систему сразу. Необходимо определить механизмы, которые будут помогать в соблюдении установленных правил на протяжении всего цикла работы с клиентом.
Например, пока не внесена информация о наименовании, местоположении (и прочее) компании – нельзя сохранить карточку клиента в системе. Это просто.
Пока не проведена квалификация клиента, не отражены его основные потребности – нельзя открыть сделку, выставить договор, счёт.
Пока не заполнена анкета обратной связи, удовлетворённости клиента – нельзя закрыть сделку.
Сделайте так, чтобы сама система не позволяла сотрудникам работать дальше, пока не будут внесены необходимые данные. Это очень дисциплинирует сотрудников и гарантирует достоверность и полноту информационной системы.
Правило №3. Избегайте «ручного ввода» информации
Постарайтесь использовать возможности автоматического получения необходимой информации без необходимости отслеживания актуальности информации вручную.
Например, необходимо видеть информацию о благонадёжности клиента, то есть, как он выполняет свои обязательства об оплате при предоставлении отсрочки платежа.
Вариант 1. Внести в карточку клиента поле с возможностью выбора: платит вовремя, платит с небольшой задержкой, платит со значительной задержкой, не платит.
При этом необходимость контроля и обновления информации о благонадёжности клиента ложится на менеджера. Теперь ему нужно регулярно следить за корректностью информации о клиенте. Сколько времени это будет занимать, и всегда ли информация будет соответствовать действительности?
Вариант 2. Получать информацию о благонадёжности клиента из отчётов по дебиторской задолженности.
При таком способе информация о благонадёжности клиента будет всегда актуальна.
Не всю информацию можно получить в автоматическом режиме. Постарайтесь сократить её количество.
Правило №4. Определите способы контроля
Как руководитель отдела или сотрудник может определить, что информация полна, актуальна? На что смотреть в системе, чтобы определить, что информация актуальна на 100%? На 85%?
Здесь помогут контрольные отчёты. Они нужны не только руководителю, но и сотруднику.
Понятие актуальности данных у каждого может быть своя. Для того, чтобы это понимание было общим, необходимо договориться что считать актуальной информационной системой.
Например, заполненность полей в клиентских карточках, актуальность категорий и свойств клиентов, давность обновления информации о клиентах и так далее.
Создайте контрольный отчёт, в котором будут видны показатели актуальности, полноты.
Правило №5. Свяжите показатели полноты и актуальности данных с системой вознаграждения
Обычно данные о клиентах заполняют сотрудники, менеджеры по продажам. И поддержание актуального состояния информационной системы для них не основная обязанность.
Если для компании действительно важно иметь актуальную информацию в системе, подумайте о механизмах стимулирования на поддержание системы.
Проще говоря, если необходимую информацию в систему может внести только менеджер, что будет, если он этого не сделает? Это как-то отразится на его вознаграждении? Это приведёт к результату в виде актуальной информации?
Можете ли вы делать выводы, принимать решения на основании данных информационной системы?
- Вся ли важная информация есть в системе? Вы точно знаете, как её использовать и для чего?
- Можете ли вы гарантировать полноту и точность информации?
- Как может вам помочь приведение информации к полному и достоверному виду?
Recent Posts
- Отзыв руководителя отдела продаж компании Paper Plane Llc Оксаны Михалевой
- Отзыв об экспертной поддержке руководителя отдела продаж в компании Warmlife (сентябрь-октябрь 2011)
- MotivityLab: мотивационные лаборатории для вашей компании
- Экспертная поддержка для руководителя отдела продаж
- Как навести порядок в отделе продаж
Tags
CRM анализ анкетирование взаимодействие воронка продаж делегирование диагностика изменения квалификация клиента ключевые показатели коммерческое предложение контроль модель продаж мотивация организационная структура оценка персонала планерка планирование подбор персонала портрет клиента прогнозирование развитие персонала рост и развитие сценарий разговора целеполагание